Выручка Яндекса в первом квартале 2023 года выросла на 54%
Яндекс опубликовал финансовые результаты за первый квартал 2023 года. Выручка группы компаний увеличилась на 54% по сравнению с прошлым годом и составила 163 млрд рублей.
Скорректированный показатель EBITDA составил 12,8 млрд рублей, рентабельность по скорректированному показателю – 7,8%.
Скорректированная чистая прибыль компании – 2,6 млрд рублей.
Выручка по сегментам распределилась следующим образом:
Поиск и Портал – 67,5 млрд рублей (+54% год к году);
Райдтех, Электронная коммерция и Доставка – 88,5 млрд рублей (+60%)
Плюс и развлекательные сервисы – 13,3 млрд рублей (+129%);
Поиск и портал
Рост выручки этого направления в первую очередь обусловлен сильными результатами Рекламной сети Яндекса и Поиска на фоне постоянных инвестиций в развитие рекламных продуктов и технологий (в особенности для сегментов электронной коммерции и малого и среднего бизнеса). Также на рост выручки повлияло расширение рекламного инвентаря. Сегмент малого и среднего бизнеса в первом квартале 2023 года по-прежнему остается основным драйвером роста выручки, однако активность крупных клиентов продолжает расти, в том числе относительно конца 2022 года.
Поисковая доля Яндекса в первом квартале 2023 года (включая поиск на мобильных устройствах) составила в среднем 63,3%, тогда как в первом квартале 2022 года она составляла 61%, а в четвертом квартале 2022 года — 62,6%.
Доля поисковых запросов с мобильных устройств за этот период составила 67,9% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 60,7% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в первом квартале 2023 года.
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
Рост выручки в этом сегменте происходил, в основном, за счет сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки в абсолютном выражении внес Яндекс Маркет, а следом за ним — Яндекс Лавка) и других O2O-сервисов (в первую очередь сервисов доставки заказов из ресторанов и Яндекс Доставки).
Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) в первом квартале 2023 года вырос на 67% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года.
Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла на 34% в годовом исчислении за счет роста числа клиентов и увеличения частоты поездок во всех регионах присутствия сервиса, а также значительного роста доли поездок в тарифах выше Эконома.
Доля товарооборота сторонних продавцов на Яндекс Маркете в этот период составила 75%, тогда как год назад этот показатель находился на уровне 80%.
Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу первого квартала 2023 года достигло 75,3 млн, тогда как в конце первого квартала 2022 года это число составляло 26,1 млн, а в конце четвертого квартала 2022 года — 41,7 млн.
Количество активных покупателей на Яндекс Маркете в первом квартале 2023 года выросло на 42% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 15,3 млн. А количество активных продавцов на маркетплейсе выросло на 86% и составило 52,9 тысячи.
Плюс и развлекательные сервисы
Рост выручки в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс, на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти. На рост выручки также повлияла хорошая динамика доходов от рекламы, продажи лицензий и доходов Яндекс Афиши.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA существенно уменьшился — с 3,2 млрд рублей в первом квартале 2022 года до 0,2 млрд рублей. Это объясняется эффектом положительного операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок (102% год к году).
Число подписчиков Яндекс Плюса в отчетном периоде достигло 22,1 млн, увеличившись на 77% по сравнению с аналогичным показателем на конец первого квартала 2022 года.
В компании также сообщили, что совет директоров Yandex N.V. продолжает разрабатывать план реструктуризации собственности и корпоративного управления группы компаний Яндекса, анонсированный в ноябре 2022 года. Рассматривается возможность выделения основной части бизнеса, включая ряд зарубежных направлений, в отдельную группу компаний, которая сохранит за собой бренд Яндекса. Нидерландская Yandex N.V. планирует со временем выйти из числа акционеров этой группы компаний и сменить свое название. Ожидается, что предложение по реструктуризации будет вынесено на рассмотрение акционеров в течение 2023 года.