Соцсеть — находка для шпиона?
Социальные сети, стремительно ворвавшиеся в человеческую культуру, оказались весьма многогранным явлением. Простые интернет-пользователи азартно регистрируются везде, где только возможно и при этом стараются обзавестись возможно большим количеством сетевых друзей, психологи защищают диссертации на темы общения в соцсетях и зависимости от них, социологи изучают общественное мнение, не вылезая из Facebook. А вот в мире бизнеса отношение к социальным сетям далеко не однозначное.
С одной стороны, маркетологи компаний быстро сообразили, что соцсеть – это кратчайший путь к сердцу и кошельку потребителя. На волне озабоченности брендов своим продвижением в социальных сетях появились десятки стартапов, предлагающих интегрированные платформы управления маркетингом в социальных сетях. По мнению Forrester Research в этом секторе ожидается до 2016 г. умеренный, но стабильный рост. Аналитики Forrester считают, что компании будут осторожно, но настойчиво осваивать этот инструмент воздействия на потребителей.
Совершенно иначе выглядит политика компаний по отношению к присутствию соцсетей на рабочих терминалах сотрудников. Как показало исследование компании Clearswift, работодатели все чаще блокируют доступ к социальным сетям, опасаясь утечки данных. Причем, эти опасения явственно нарастают год от года. Из отчета компании следует, что количество компаний, блокирующих доступ своих сотрудников к соцсетям за год увеличилось более, чем вдвое: с 9% до 19%. По мнению главного операционного директора Clearswift Эндрю Уайета (Andrew Wyatt), на это в немалой степени повлияла череда инцидентов со взломами баз данных крупных компаний, прокатившаяся весной-летом этого года.
«Мы считаем, что скандалы с утечками данных, подобные истории Sony, оказали большое влияние на опасения компаний за сохранность своей конфиденциальной информации. Несмотря на то, что социальные сети не имели никакого отношения к этим атакам, они воспринимаются как потенциальная угроза», — объясняет Уайет. «Этот иррациональный страх распространен очень широко. Около 87% опрошенных нами компаний блокируют социальные сети в первую очередь по этой причине, причем, эта паника достигает своего апогея в Японии, где доля таких компаний увеличивается до 92%».
Помимо прочего, данные отчета свидетельствуют о снижении уровня доверия работодателей к своим сотрудникам. Причем, в разных секторах это недоверие принимает различные формы: так, уже стало общим правилом, что сотрудники банков начисто лишены доступа к соцсетям в рабочее время. В других компаниях, в частности, в службе онлайн-сравнения цен Moneysupermarket.com, сотрудников инструктируют относительно того, как и в каком объеме они могут использовать социальные сети. В третьих, подобных англо-голландской Shell,такими сложностями не заморачиваются и доступ к соцсетям не блокируют, однако любой их сотрудник, решивший в служебное время проверить свой аккаунт, увидит на мониторе своего компьютера напоминание о том, что рабочее время следует посвящать работе.
Все так, однако исследование Clearswift, в котором, кстати, было задействовано 1529 рядовых сотрудников и 906 менеджеров компаний Великобритании, США, Австралии, Германии, Нидерландов и Японии, показало, что чрезмерно жесткое ограничение доступа сотрудников к социальным сетям снижает их инициативу и в конечном итоге ограничивает сами компании в использовании инновационных технологий. К тому же, это не совсем логично: например, как выявило исследование, треть британских предприятий намерена в следующем году увеличить свои инвестиции в продвижение своих брендов в соцсетях. И ровно такое же количество сегодня блокирует доступ сотрудников к социальным сетям.