Социальные сети включаются в предвыборную гонку
В 2012 году в России и США состоятся президентские выборы. Это будет последний раз, когда они пройдут «одновременно», ведь российский коллега первого лица Америки будет избираться на 6 лет. Кроме выборов президентских, сезон 2011-2012 отмечен еще массой выборов различных масштабов. В России это выборы в ГосДуму, а в США это внутрипартийные праймериз, выборы в Сенат и Палату Представителей.
Надо сказать, что не только американские политики, но и их отечественные коллеги активно используют интернет и социальные сети для продвижения тех или иных кандидатур. Только если в российском случае предвыборные бюджеты не вполне прозрачны, то по США есть точные данные, согласно которым даже самые бедные штаты собрали десятки миллионов долларов. Разумеется, часть этих бюджетов пойдет на пропаганду и политическую рекламу в социальных сетях.
Первым в политическую борьбу включился сервис микроблогов Twitter. Эта социальная сеть объявила о том, что она будет продавать политическую рекламу. Такая реклама будет отмечаться специальным фиолетовым значком и работать на базе функций продвигаемых трендов, продвигаемых твитов и продвигаемых аккаунтов. Для реализации этой программы Twitter даже переманил из Google специалиста по политической рекламе Питера Гринбергера (Piter Grinbeger), его офис будет находится в Вашингтоне. По сообщению менеджера по продажам Twitter Эдем Бейн (Adam Bain), заказ на рекламу уже сделали представители пяти кандидатов в президенты США. Первым попробовавшим новинку стал кандидат в президенты Митт Ромни (Mitt Romney).
Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подошла к предвыборной гонке с другой, гораздо более серьезной, позиции. Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) объявил о создании Facebook PAC — комитета политических действий. С помощью этого органа сотрудники компании смогут оказывать финансовую поддержку американским партиям и кандидатам в президенты. В пресс-релизе социальной сети по случаю запуска Facebook PAC говорится, что «голос сотрудников в политическом процессе теперь будет услышан», ведь они смогут «поддерживать тех кандидатов, которые разделяют цели компании, отстаивают важность инноваций для экономики США». По закону США корпорации не могут оказывать прямую финансовую поддержку тем или иным кандидатам, однако через комитеты политических действий компании могут перечислять до $5 тысяч конкретному кандидату или до $15 тысяч ежегодно в пользу какой-либо партии.
Компания Марка Цукерберга вообще очень активно налаживает и укрепляет связи с политикой, что очень важно для бизнеса подобного рода: вскоре в США будут принимать новые, более жесткие законы по защите персональных данных и личной информации. Сегодня компания расширяет присутствие в Вашингтоне, нанимая таких видных деятелей как Джо Локхарт (бывший пресс-секретарь Билла Клинтона) и Джоэль Каплан (замглавы администрации Буша-младшего) и тратит существенные средства на лоббирование. Затраты на это направление в 2010 году составили $351 тысячу, а за первое полугодие 2011 уже $550 тысяч.
Российские политики уже научились использовать социальные сети в своих целях, но до политической рекламы наша политика еще не доросла. Однако, многие высокопоставленные лица имеют свои представительства в «Твиттере». Наиболее популярным политическим микроблогом страны считается аккаунт президента России Дмитрия Медведева (более 122 тысяч подписчиков), а вторым по популярности стал микроблог, пародирующий твиты президента. Также свои микроблоги ведут председатель «Справедливой России» Сергей Миронов, глава ЛДПР Владимир Жириновский, губернатор Кировской Области Никита Белых и многие другие политические деятели.
В политическом пространстве русского Twitter происходили и неоднозначные инциденты. В частности, недавняя ситуация, когда Аркадий Дворкович прокомментировал в своем твиттер-аккаунте заявление Владимира Путина о намерении выдвигаться в кандидаты на пост президента России. Он написал буквально: «Да уж, нет поводов для радости», после чего был подвергнут некоторому давлению и был вынужден сказать, что речь шла о просмотренном хоккейном матче.
Так или иначе, отечественные политтехнологи осознают потенциал социальных сетей и стараются использовать их в политической борьбе, однако до действительно масштабных взаимодействий дело пока не дошло. Проводя твиттер-сессии вопросов и ответов с президентом США, поощряя кандидатов в президенты и размещая политическую рекламу, социальные сети серьезно вкладываются в течение политического процесса и рано или поздно в России произойдет если не то же самое, то по той же модели. По крайней мере, так это видится сегодня.