Социальные сети оказались двигателем взаимопомощи и дружелюбия
Открытые социальные сети поддерживают дух взаимопомощи и дружелюбия без каких-либо внешних вмешательств и являются неблагоприятной средой для «асоциальных» личностей, заявляют американские психологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Считается, что большинство млекопитающих, кроме человека и некоторых высших приматов, не склонны помогать своим соплеменникам и не поддерживают дружеские связи вне своей стаи. За последние годы ученые провели множество «тестов на альтруизм» с участием шимпанзе, некоторых других обезьян, а также младенцев и детей. Часть экспериментов показала, что обезьяны способны помогать окружающим бескорыстно, другие подтвердили «животный эгоизм» приматов. С другой стороны, дети приобретают чувство альтруизма уже в 15 месяцев.
Дэвид Рэнд (David Rand) из Гарвардского университета (США) и его коллеги обнаружили, что желание человека помогать другим и его дружелюбие напрямую влияют на его «успешность» в компьютерных и реальных социальных сетях, изучая взаимодействие участников экспериментальной социальной сети в процессе несложной коллективной игры.
Авторы статьи собрали 800 добровольцев при помощи интернета и разделили их на группы по 20 и 30 участников. Участники эксперимента были объединены в так называемую динамическую социальную сеть — сообщество пользователей с открытым членством и с полной свободой в управлении списком своих друзей. К таким социальным сетям относятся большинство популярных онлайн-сервисов — американские Facebook, Twitter и российские «Одноклассники» и «ВКонтакте».
В начале эксперимента все участники игры получали равное количество игровой «валюты» и случайным образом связывались с несколькими другими пользователями сети.
Каждый раунд игры ее участники могли «помогать» своим друзьям, передавая им некоторое количество своих баллов, или же вести «асоциальный» образ жизни, пропуская текущий ход. В первом случае «щедрый» игрок тратил 50 баллов, а его знакомые получали 100 единиц валюты, а во втором случае он ничего не терял и не приобретал. Случайное число участников получало возможность «обновить» список своих друзей на следующем шаге, добавляя новых знакомых в свой список контактов или удаляя «плохих» друзей.
Выяснилось, что большинство участников выработало интересную стратегию «тотальной» взаимопомощи, которая позволяла извлекать из игровой системы прибыль как для себя, так и для всей группы в целом. В целом, игроки предпочитали поддерживать связи с «щедрыми» участниками и разрывали отношения с теми, кто не желал сотрудничать с другими добровольцами.
Как отмечают ученые, «отшельники» в два раза чаще превращались в «альтруистов» после того, как один из их знакомых разрывал контакт с ними. Психологи объясняют это тем, что участники открытой социальной сети могут выбирать своих друзей из очень большого набора добровольцев, что лишает их возможности вести себя «асоциально».
«Участники такой сети могут управлять своими связями, и поэтому они предпочитают поддерживать отношения с альтруистически настроенными пользователями. Все сводится к тому, что в такой сети лучше быть «хорошим парнем», иначе вас просто выкинут из нее. Благодаря этому в динамической социальной сети поддерживаются стабильный и достаточно высокий уровень сотрудничества. В статической сети, где люди не могут поменять своих знакомых, проявления альтруизма и другие формы кооперации медленно, но верно, исчезают», — заключает Рэнд, чьи слова приводит пресс-служба университета.