Российская аудитория Telegram 2021 — исследование
Компания TGStat провела масштабное исследование российской аудитории мессенджера Telegram, который за последние годы из нишевого мессенджера для IT-специалистов трансформировался в одну из самых популярных социальных платформ.
Согласно данным исследования, количество российских пользователей Telegram в 2021 году превысило 35 миллионов человек.
Хотя в Telegram все еще больше мужчин, чем женщин, разрыв между полами за последние два года сократился с 30 до 22 процентных пунктов: если в 2019 году женщин было 33%, то сейчас их уже 39%.
Как и в 2019-м, лидирует возрастная группа 25-34 года, однако общее распределение стало гораздо более «сглаженным» — пользователей 18-24, 35-44 и 45-64 теперь примерно одинаковое количество:
Еще два года назад аудитории старше 35 лет было 27%, теперь же их уже почти 40% — этот заметный рост говорит о том, что теперь мессенджером пользуются не только early adopters в лице миллениалов, но и более старшее поколение.
Информационные технологии, по-прежнему лидируют в рейтинге сфер деятельности пользователей Telegram, однако более 77% аудитории все же трудятся в других сферах: прежде всего, в производстве и торговле.
60% пользователей получили высшее образование, причем четверть из них продолжили учиться и после — получая степень магистра или второе высшее. Около 11% пользователей получают высшее образование прямо сейчас, всего 7% еще учатся в школе.
Больше половины российских пользователей зарабатывают до 60 тысяч рублей в месяц — что согласуется и с государственными статистическими данными. Зато с 2019 года подросла доля тех, кто зарабатывает больше 200 тысяч: таких пользователей уже 8.7%.
Каждый пятый пользователь Telegram зарабатывает больше 90 тысяч — в Telegram стабильно высока доля среднего класса и даже «премиальной» аудитории, несмотря на рост популярности мессенджера в регионах и среди специалистов сфер, обычно менее доходных, чем IT.
По данным TGStat, в русскоязычном Telegram сейчас больше 300 тысяч каналов, но половина пользователей подписаны меньше чем на 15. Резкого роста количества подписок на каналы за эти годы не произошло: больше 25 каналов в подписках сейчас у 33% пользователей мессенджера, что лишь на 7 п.п. больше, чем в 2019 году.
Благодаря тому, что «надоевший» канал всегда будет на виду в списке чатов, раздражая счетчиком непрочитанных, пользователи стараются отписываться от нечитаемого, а не набирать сотни подписок, как это обычно происходит в сетях с алгоритмической лентой.
Новостные каналы читают четыре из пяти активных пользователей. Больше половины подписаны на развлекательные, образовательные или политические каналы — причем последние стали сейчас на 14 п.п. популярнее у аудитории, чем в 2019 году, что можно связать с тем, как быстро после разблокировки Telegram мессенджер набрал популярность у политиков и журналистов, привычных пользователям по теле- и радиоэфирам.
Всего 17% российских пользователей поддерживали авторов контента в интернете материально, большая часть — единоразовыми переводами. Еще 56% не планирует участвовать в подобном, 27% пока не пробовали, но собираются.
К 2021 году Telegram становится все более и более распространен как бизнес-мессенджер, хотя платных расширенных возможностей для бизнеса в нем еще не было представлено. 38% пользователей используют его для рабочих переписок с коллегами, 17% — для переписок с клиентами. Каждый второй общается в групповых чатах, а ботов использует каждый третий — что чуть меньше 42%, отмеченных в 2019 году.
Каждый второй пользователь звонит в Telegram, и половина из них делает это с видео. Почти половина опрошенных используют голосовые сообщения, а треть отправляет видеосообщения. Запущенные в конце 2020 года голосовые чаты пока распространены меньше, но тоже набирают популярность — каждый четвертый участвовал в них в группах, а каждый пятый — в каналах.
У 65% российских пользователей есть в Telegram чат с друзьями, еще у 41% — с коллегами по работе (и это не обязательно рабочий чат — Telegram как корпоративный мессенджер используют чуть меньше людей). У каждого третьего есть групповой чат с членами семьи.
Большая часть российской Telegram-аудитории (81%) использует также WhatsApp, 47% переписываются во ВКонтакте, Facebook и Instagram Direct используют 40%. Среди мессенджеров, известных в первую очередь благодаря аудио и видео-чатам, популярностью пользуются Zoom (20%), Discord (17%) и Skype (15%).
Исследование показало, что для 75% российских пользователей Telegram является главным источником новостей. Почти 70% выбирают Telegram в том числе из-за того, что он, по их мнению, удобнее аналогов.
Только у 45% пользователей большая часть личного онлайн-общения проходит в Telegram, и роста данного показателя за два года замечено не было (43% в 2019 году). Хотя Telegram и вырос более чем в два раза, мессенджер пока что остается для значительной части пользователей скорее второстепенным, чем главным средством общения.
Интересно, что Telegram многими используется и для довольно утилитарных нужд: пересылка файлов или ссылок с одного своего устройства на другое (почти каждым вторым), создание заметок (35%), облачное хранилище (27% опрошенных).
Отметим, согласно ранее проведенному исследованию Telega.in, в 1 квартале 2021 года объем рынка рекламы в русскоязычных Telegram-каналах составил 3,33 млрд рублей.
Напомним также, что Роскомнадзор блокировал Telegram на территории России с апреля 2018 года. Ограничения доступа к мессенджеру продолжались 2 года и были официально сняты в июне 2020 года.
13 ноября того же года у Роскомнадзора появился в Telegram свой официальный канал.