Риски Facebook — в географии и пресыщенности пользователей
Основные риски для бизнеса соцсети Facebook в долгосрочной перспективе лежат в сфере географического охвата, «усталости» пользователей от социальных сервисов и поисков новых источников монетизации, считают эксперты.
Как ожидается, на этой неделе Facebook проведет первичное публичное размещение акций на бирже (IPO). В связи с повышенным спросом со стороны инвесторов, Facebook уже повысила ценовой диапазон IPO до 34-38 долларов за ценную бумагу и увеличила размер IPO на 25% — до 421,23 миллиона акций.
«Очевидно, что социальные технологии привлекательны для инвесторов», — сказал аналитик компании Gartner Брайан Блау (Brian Blau). «Facebook создала удивительную компанию, и желание людей быть причастными к ней вполне логично», — отметил Ян Резаб (Jan Rezab), основатель и гендиректор компании Socialbakers, собирающей статистику по Facebook и Twitter.
Скрытые угрозы
Однако в долгосрочной перспективе Facebook может столкнуться с пресыщенностью или своеобразной «усталостью» пользователей от соцсетей, что создаст риск для ее бизнеса.
«Со временем пользователи заполнят свои социальные «графы» и впоследствии не будут столь же активно добавлять к списку контактов близких друзей или членов семьи. В связи с этим есть риск, что популярность ключевого сервиса онлайн-социализации, предлагаемого Facebook, не будет расти», — говорит Блау.
Хотя Facebook является доминирующим игроком на рынке социальных сервисов в США, соцсети пока не удается столь же успешно внедриться на рынки Азии, России и части Европы, считает эксперт инвесткомпании Bridgewater Associates и экс-председатель MIT Enterprise Forum Ричард Кивел (Richard Kivel).
«Facebook также нужно искать другие бизнес-возможности. Рекламная выручка соцсети в нынешнем году может составить 4 миллиарда долларов, в следующем — 8 миллиардов. Этого недостаточно для долгосрочного успеха», — отмечает Кивел.
Вопрос о модели монетизации трафика соцсети, в частности, на мобильных устройствах, остается открытым, считает Резаб. По его словам, для Facebook также имеет смысл улучшить взаимоотношения с пользователями и идти им навстречу. «Facebook имеет огромное влияние, а влияние такого масштаба неотделимо от ответственности за его использование», — говорит глава SocialBakers.
Социальный «пузырь»
В случае успешного размещения акций, оценка Facebook превысит 100 миллиардов долларов. По словам Кивела, эта оценка не имеет ничего общего с нынешней стоимостью активов соцсети, однако отражает будущий объем капитализации, к которому компания стремится.
«Рынок социальных сервисов во главе с Zynga, LinkedIn и другими компаниями, прошедшими или планирующими IPO, сейчас движется в сторону «пузыря». Если бизнес-модели и доходы этих компаний не оправдают надежды, коррекция рынка произойдет очень быстро», — отмечает эксперт инвесткомпании Bridgewater Associates.
У подобных компаний, включая Facebook, после IPO есть от 12 до 18 месяцев, чтобы реализовать поставленные цели и продемонстрировать рост бизнеса, считает Кивел.
По словам представителя Gartner, «пузырь» на рынке соцсетей существует, но сильно отличается от так называемого пузыря доткомов — взлета цен на акции интернет-компаний в конце 1990-х годов.
«Уровень инвестиций в социальные технологии сравнительно мал по отношению к крупным капиталовложениям в интернет-технологии в конце 1990-х. Соцсеть Facebook является очевидным лидером своего рынка, поэтому небольшим компаниям сложнее составить ей конкуренцию, — поясняет Блау. — Однако я считаю, что инвестиции в социальные сервисы являются весьма (а иногда и слишком) активными».
Главное IPO интернет-рынка
Публичное размещение акций Facebook обещает стать крупнейшим событием года в интернет-индустрии. Оценка активов соцсети, число пользователей которой составляет более 900 миллионов человек, может превысить 100 миллиардов долларов.
Главным организатором IPO Facebook выступит инвестбанк Morgan Stanley. Соцсеть привлекла к организации размещения акций более 30 банков, в том числе, Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch, Barclays Capital, JP Morgan и другие.
Гендиректор Facebook Марк Цукерберг будет контролировать после IPO около 55,8% голосующих акций компании — на 1,5% меньше, чем планировалось ранее.
Ожидается, что Facebook проведет окончательный прайсинг IPO вечером в четверг 17 мая, а акции компании начнут торговаться на бирже NASDAQ под тикером «FB» в пятницу.