«Подводные камни» интернет-магазинов
Объемы онлайн-торговли растут во всем мире, постепенно вытесняя продажи «в реале». Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. При очевидном удобстве такой формы покупок в интернет-торговле присутствует немало «подводных камней», о которых следует знать.
Почему Сеть?
Я уже довольно давно заказываю товары в основном по Сети. Дело в том, что городок у нас небольшой, крупных рынков и торговых центров нет, и если требуется какая-нибудь вещь, можно потратить массу времени на то, чтобы найти ее в местных магазинах. Или ехать в столицу, что тоже требует времени.
Плюс по натуре я интроверт, и мне не доставляет особого удовольствия общаться с продавцами вживую – по крайней мере регулярно. Так что сетевые покупки для меня наилучший вариант. Ты не спеша выбираешь все на сайте из довольно приличного ассортимента, заказываешь, а потом получаешь заказ в пункте самовывоза, или тебе его привозит курьер. Это очевидные плюсы. Но и минусов тоже куча, как я убедилась на собственном опыте.
«Кот в мешке»
Некоторые люди принципиально отказываются что-либо приобретать в интернете, говоря, что им надо обязательно посмотреть все и пощупать самим. Действительно, если вы покупаете через Сеть, то можете легко попасть впросак.
Так, цвет вещи в реале может сильно отличаться от того, что на картинке. Однажды я заказала сумку, цвет которой был указан как кремовый, и на картинке она выглядела розоватой. В итоге она оказалась просто белой, и я от нее отказалась. Хорошо, что я получала ее в пункте самовывоза и еще не успела оплатить.
С размерами тоже беда. Можно встретить массу отзывов от покупателей, которые приобрели одежду вроде бы нужного размера, а вещи оказались велики или, напротив, малы. Это объясняется тем, что одежда в магазинах не всегда идет «размер в размер», тем более, если это не российское производство. Например, у меня есть куртка 60-го размера, которая на мне не застегивается, хотя я ношу 56-й.
Лучше все же заказывать вещи с условием, что перед оплатой их можно будет померить.
Еще одна «фишка» — размер на картинке не соответствует реальному. Опять же в отзывах встречается – приобрели вазу или шкатулку, а она оказалась слишком маленькой. На картинке же изображен предмет приличного размера.
Дело в том, что товары всегда стараются сфотографировать в наиболее выгодном ракурсе. Это как раз и рассчитано на простаков, которые обращают внимание больше на вид на картинке, а не на цифры размеров. Поэтому всегда следует прикидывать размер, например, с помощью рулетки, если вам сложно вообразить, сколько будет 10, 20 или 30 см. Мне, например, сложно. Недавно я купила вазу для фруктов, а она оказалась такой маленькой, что туда разве что орешки можно положить… Решила оставить ее на подарок, а себе заказала другую, побольше.
И наконец, вопиющая ситуация, когда вам присылают «не тот» товар. Думаю, что вряд ли это делается нарочно — скорее всего, замотанные сотрудники просто по ошибке кладут похожий. Однажды я заказала для больной родственницы упаковку памперсов и упаковку одноразовых пеленок. В результате мне прислали две упаковки пеленок, причем разница в цене была около 500 руб.! Правда, после переписки с магазином разницу вернули на счет в личный кабинет.
Как-то прислали настольную лампу с голубым абажуром вместо оранжевого. В другой раз я заказала статуэтку кошки для коллекции, и мне прислали похожую, но не ту. Недавно вместо заказанных сережек прислали той же фирмы, но другие. В этих случаях я уже не стала подавать жалобу, так как в принципе присланные вещи меня устроили.
Конечно, всегда можно вернуть не подошедшую вещь, но это не такая простая процедура. Так как ее надо куда-то нести, отправлять посылкой, потом ждать возврата денег и т.п.
Продукты онлайн
Во время карантина мне пришлось, как и, наверное, многим, осваивать заказ продуктов онлайн с курьерской доставкой. И тут все оказалось очень сложно.
Конечно, это удобно – не оттягивать себе руки тяжелыми сумками и просто ждать курьера с пакетами. Вот только курьерская доставка чаще всего платная, от 100 руб. и выше, а если она бесплатная, то вы можете прождать курьера целый день, и заказ вам могут привезти даже ночью. А если в доме нечего есть, и продукты нужны срочно? Кроме того, для бесплатной доставки нередко требуется заказать товар на определенную сумму – обычно не меньше чем на 3000 руб. В реальном магазине вы можете купить и на 1000 руб. или даже меньше, при этом не оплачивая услуги курьера.
Но даже если вы заказали продукты, не факт, что вам удастся их купить. Некоторых товаров может просто не оказаться в наличии. И выясниться это может только после того как заказ уже сделан и добавить туда что-то уже нельзя. А если товар очень-очень нужен? Скажем, хлеба в доме нет?
Еще один большой минус – вы опять же не видите, как продукт выглядит в реале. Например, упаковка может оказаться очень маленькой. Колбаса или сыр могут на первый взгляд показаться дешевыми, но это потому что в упаковке всего 100-150 г. Поэтому нужно всегда соотносить цену с весом продукта.
«Сумасшедшие скидки!»
Вы когда-нибудь видели магазины, которые не проводят акций и не делают скидок? Стоит зайти на сайт какого-нибудь сетевого магазина, как вам сообщают об акции на те или иные товары или о распродаже «вообще на все» со скидкой до 90%! Если вы щелкнете по карточке какого-нибудь товара, вам сразу же покажут, что раньше он стоил в полтора-два раза дороже.
Лично я к таким вещам отношусь довольно скептически. Ну не будет никто торговать себе в убыток! Скорее всего, товар изначально так и стоил. Конечно, бывают случаи, когда после окончания акции цена растет, но лично я с таким сталкивалась нечасто. Поэтому думаю, что не стоит отдавать последние деньги, «пока не кончилась акция».