Перспективы Facebook на бирже зависят от веры инвесторов
Перспективы крупнейшей в мире соцсети Facebook на бирже зависят скорее от веры и терпения инвесторов, чем от реальных рыночных показателей компании, считают опрошенные аналитики, в целом положительно оценивающие будущее компании.
Facebook в ночь на четверг подала предварительную заявку на первичное публичное размещение своих акций на бирже (IPO). Сумма в 5 миллиардов долларов, которую компания указала в заявке, уже может сделать это размещение крупнейшим в мировой интернет-индустрии, а итоговая оценка соцсети на IPO, по предварительным данным, может составить 75-100 миллиардов долларов.
Чудо, которого ждут на бирже
«Данные прибыльности Facebook, которые опубликованы в проспекте размещения, ниже прогнозов. Поэтому теперь перед аналитиками рынка стоит сложная задача объяснить, почему компания должна стоить еще дороже. Есть некий конфликт: доходы Facebook не так уж велики, но рынок хочет, чтобы это IPO прошло хорошо и стало локомотивом мировой экономики», — заявил РИА Новости аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын.
Эксперт называет IPO Facebook единственным чудом, которого сейчас ждут на бирже и которое может подвигнуть инвесторов на риск.
Близкого мнения придерживается и аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. «Facebook обладает хорошим потенциалом, но он построен в значительной степени не на реальных показателях доходности компании, а на неких будущих ожиданиях. Сейчас есть мода на интернет. Успех уже состоявшихся проектов, прежде всего Google, переносят на крупнейшую соцсеть. Инвесторы хотят найти себе новых приключений и столь раскрученный бренд, как Facebook, для этого идеально подходит», — говорит Душин.
По его мнению, размещение Facebook отчасти можно сравнить с финансовыми пирамидами, поскольку заработок компании пока несопоставим с прогнозируемой капитализацией.
Ожидания коррекции
В 2011 году Facebook получила чистую прибыль в размере 1 миллиарда долларов, что на 65% превышает показатель 2010 года. При этом выручка компании за прошлый год выросла на 88% и превысила 3,7 миллиарда долларов. Душин обращает внимание, что у Google, на которую ориентируются инвесторы, намного лучше соотношение дохода и капитализации.
«Есть сигналы, что Facebook переоценена. Думаю, после размещения будут очень сильные колебания курса», — считает эксперт.
О возможной коррекции цены акций говорит и Делицын: «Думаю, что IPO будет успешным и компания будет оценена примерно в 100 миллиардов долларов. Вопрос, насколько хватит терпения тех, кто купит акции, потому что после размещения курс может упасть».
Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Илья Раченков оценку в 100 миллиардов долларов считает завышенной. «Более справедливой была бы капитализация в 45-50 миллиардов. Если компания будет оценена в 100 миллиардов долларов, то я ожидаю падения курса в течение месяца после IPO, хотя в первые дни акции наверняка и вырастут», — говорит Раченков.
Еще более скептически настроен главный аналитик ИК ITinvest Александр Потавин.
«Учредители компании хотят заработать денег на максимуме спроса, когда рынок на подъеме. Есть много факторов риска — может и мода пройти, и конкурирующие сервисы появятся, и рынок через месяц может развернуться вниз», — полагает Потавин.
Многие готовы рискнуть
Большинство аналитиков, впрочем, считает, что участники рынка слишком долго ждали размещения Facebook, чтобы сейчас отступиться. Второго такого шанса в ближайшей перспективе не предвидится, так что многие готовы рискнуть.
Делицын полагает, что среди российских инвесторов наблюдается высокий интерес, и они хотят покупать не меньше, чем зарубежные. «Условия пока неизвестны, но, как правило, крупные брокерские компании предлагают своим клиентам подобную услугу. Однако сумма инвестиций должна превышать некий минимальный порог, так что на десять тысяч рублей здесь не особенно развернешься. В целом, я не думаю, что у российских граждан, захотевших прикупить себе немного Facebook, будут какие-то проблемы это сделать», — говорит аналитик «Финам».
По мнению Душина, однако, вряд ли стоит ожидать большой активности российских покупателей акций крупнейшей соцсети.
Исходя из даты подачи заявки в SEC, Facebook теоретически может завершить процесс подготовки к IPO к маю 2012 года, однако сроки могут измениться в зависимости от решения руководства компании. Как правило, заявка на IPO подается примерно за три месяца до размещения. По неофициальной информации, Facebook планирует выйти на биржу не позже конца второго квартала 2012 года.
До сих пор рекорд среди публичных интернет-компаний по сумме привлеченных на IPO средств держался за Google: разместив акции в августе 2004 года, компания привлекла 1,67 миллиарда долларов. Вторую строчку в «хит-параде» занимает российская компания «Яндекс», которая в мае 2011 года привлекла в ходе первичного размещения 1,3 миллиарда долларов. Замыкает тройку лидеров Infonet Services, входящая в настоящее время в BT Group: в 1999 году компания привлекла на IPO 1,08 миллиарда долларов.
Среди американских компаний только три привлекали в ходе IPO больше 10 миллиардов долларов — Visa, General Motors и AT&T Wireless.
Число пользователей Facebook, которые хотя бы раз в месяц заходят на сайт, в 2011 года превысило 845 миллионов — за последние четыре месяца эта аудитория выросла на 45 миллионов. При этом более 483 миллионов пользователей заходят на сайт соцсети ежедневно.