Персональный поиск: испортит ли Google+ поисковую выдачу?
То, о чем говорили как о далеком будущем, свершилось. Google запустил персонализированный поиск, во многом завязанный на социальной сети Google+. Фактически, компания выпустила сразу три продукта: «Персональные результаты» (Personal Results), «Профайлы в поиске» (Profiles in Search) и «Люди и страницы» (People and Pages). Прийдется констатировать, что эра социального поиска началась. Поскольку поиск в Google теперь осуществляется в двух ипостасях — глобальной и персональной. В пером случае вы получаете выдачу, будто вы разлогинены из Google+, а во втором случае в поиск подмешивается контент из «круглой» социальной сети.
Те, кто немного разбирается в вопросе, ждали сегодняшнего дня как судного. В последнее время Google вел себя так, как будто хотел превратить Сеть в глобальный конкурс поисковой популярности. Предполагалось, что с введением социального поиска (а именно для этого, как считается, придумана Google+), поисковый гигант слишком сильно завяжет пользователей на свою социальную сеть. Однако, Google назвал новую функцию «Поиск, плюс Ваш мир». Это два разных типа поиска и персонализированный всегда можно выключить. Контроль, таким образом, сохранен за пользователем.
Персональные результаты
Когда вы переключитесь на персональный поиск (функция пока доступна не для всех, поэтому ваш покорный слуга возьмет на себя смелость прикладывать скриншоты из западных блогов), вы сможете увидеть контент из Google+, которым поделились с вами. Даже если он не публичный. Выдача будет не только персональной, глобальные результаты также имеют место быть, а персональные помечены специальной иконкой.
В месте, где вы привыкли видеть количество результатов по запросу, теперь красуется строка, сообщающая в первую очередь о количестве персональных результатов. А переключиться между форматами поиска можно в правой части страницы, для этого есть интуитивный переключатель.
Показывая персональные результаты, Google все еще старается быть максимально эффективным, поэтому фокусируется на релевантности поиска. Однако, контент, найденный в персональном режиме, выдается из Google+, а не из других социальных сетей. Впрочем, имея возможность отключить персональный режим, вы можете избавиться от навязывания брендовой социальной сети.
Профайлы в поиске
Находить людей, пользуясь поисковиком, обычно трудно. Полагаясь на популярность той или иной персоны, поисковая машина с большой вероятностью выдаст совсем не того Максима Палкина, который вам нужен. Полагаясь на ваши данные в социальной сети, Google теперь стремится найти именно нужного вам человека.
Основная проблема с такой персонализацией — это то, что персональные сайты и блоги людей теперь не будут на первых местах в поиске по имени. Таким образом, нам станет трудно оказывать влияние на выдачу по собственному имени. Однако, вместе с профайлом конкретной персоны, Google выдает и небольшой текст под именем, источником которого служит информация о человеке. Добавьте в свой Google+ ваш Twitter и он будет выдаваться в этой текстовой справке.
Люди и страницы
Третья функция недавнего апгрейда наиболее сфокусирована на Google+ и, пожалуй, наименее важна для обычных людей. В правой части некоторых страниц поисковой выдачи теперь будет появляться сайдбар «Люди и страницы на Google+». Так по запросу «Кино», вы получите профайлы популярных актеров. Как сообщает Google — это полностью натуральная выдача, основанная на популярности персон в социальной сети. Очевидно, впрочем, что это очередное место под рекламу. Таков бизнес Google, едва ли здесь можно что-то изменить.
Портит ли Google интернет?
Казалось бы, борцам за чистоту поиска надо в срочном порядке отключать социальный, персонализированный поиск. Но мне кажется, что Google можно дать шанс. Раз режим так легко переключается, то каждый из нас вскоре сможет понять какой поиск более эффективен, не так ли?
В своем видео, посвященном новому функционалу, Google довольно подробно описал зачем нужен персональный поиск и как им пользоваться. Однако, пользователи, как правило, инертны. Их трудно убедить пользоваться чем-то новым и уж тем более принять новинку.
Но то, что Google назвал «Поиск, плюс Ваш мир» смягчает предполагаемое воздействие Google+ на поисковую выдачу. Контент из Google+ сейчас грамотно интегрирован с общими результатами и он опционален, даже для залогиненных пользователей. Определенные посягательства на свободу выбора все же совершены (Люди и страницы, например), однако они не столь катастрофичны, как мы ожидали.
Теперь, когда пользователи обретут контроль над уровнем персонализации поиска, Google+ определенно не испортит интернет. Социального SEO пока можно не бояться, натуральность поиска все еще в приоритете у Google. И если неделю назад мы боялись оказаться привязанными к Google+, то теперь все встало на свои места. Google дал своим пользователям контроль. И это то, что должна была сделать компания, уважающая тех, на ком она зарабатывает деньги.