Россияне будут получать учетную запись на Госуслугах уже при рождении
Создание учетной записи пользователей на портале госуслуг будет проводиться по умолчанию при любом обращении граждан в госорганы – например, при рождении ребенка или при получении паспорта. Такое нововведение предлагается проектом «Цифровой профиль гражданина» с целью увеличить долю зарегистрированных на Госуслугах россиян к 2024 году до 85%.
Сегодня для создания профиля на портале госуслуг гражданину России нужно сообщить ФИО, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, СНИЛС и паспортные данные. После этого нужно лично явиться в МФЦ или пройти идентификацию через одно из банковских приложений (например, ВТБ, Сбера или Почта-банка). Только после этого запись считается подтвержденной и клиент получает доступ ко всем услугам портала.
Отмечается, что по состоянию на апрель текущего года подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг имели 77 млн российских граждан. Авторы проекта предлагают упростить регистрацию на сайте и сделать ее автоматической — учетная запись будет создаваться при первом же обращении гражданина или его опекуна за каким-либо документом.
Так проверка удостоверения личности послужит и для идентификации для Госуслуг. За счет этого будет сформирован личный кабинет, где будут собраны документы гражданина, туда же будут автоматически направляться все запрошенные справки.
Проект предполагает, что в будущем не нужно будет даже получать пароль для входа на сайт — система будет опознавать россиянина по лицу или голосу, если он сдаст образцы биометрии в единую биометрическую систему.
Отметим, в 2018 году единая биометрическая система была введена в эксплуатацию Ростелекомом. Система была создана по инициативе Минцифры и Центробанка. C 1 января 2021 года россияне могут удаленно проходить идентификацию и получать с помощью биометрии государственные услуги. Собирать данные для системы могут 232 банка и МФЦ, на конец 2020 года они зарегистрировали 160 тысяч пользователей.