«ВКонтакте» сдала пиратов Gala Records, а Hulu выставили на продажу
Целая волна откликов поднялась в Интернете после поворота в ходе судебного разбирательства между «ВКонтакте» и Gala Records. Крупнейшая российская соцсеть предложила привлечь к ответственности своих пользователей за размещение пиратского контента и передала звукозаписывающей компании данные об IP-адресах нарушителей.
Напомним, что прошлой осенью Gala Records подала к «ВКонтакте» два иска: один по песням певицы Максим, второй — по композициям группы Infinity. Эти дела были затем объединены в одно.
Изначально речь шла о компенсации в 660 тысяч рублей, но сейчас сумма выросла вдвое — 1 миллион 150 тысяч рублей. Основная линия защиты соцсети строится на том, что ресурс не несёт никакой ответственности за действия пользователей. Ничего оригинального в такой позиции нет, её также использует YouTube и другие видеохостинги и музыкальные сервисы. И «ВКонтакте» её придерживается уже давно.
В прошлом году глава ресурса Павел Дуров подписал открытое письмо от главных кнопок Рунета, в котором было предложено переложить ответственность за размещение пиратского контента на пользователей. Поэтому не удивительно, что «ВКонтакте» спокойно выдал правообладателю IP-адреса пользователей.
«Уникальность ситуации заключается в том, что Gala Records пыталась доказать суду, что это администрация «ВКонтакте» загрузила на сайт эти треки. Нам пришлось доказать, что это не так. Никаких других данных больше мы им не передавали. И мы до сих пор предлагаем Gala Records решить все проблемы до суда. Но они настаивают на том, что мы должны ещё и обратиться к мобильным операторам, чтобы по мобильным телефонам получить паспортные данные. Но мы этого делать не собираемся», — пояснил пресс-секретарь «ВКонтакте» Владимир Цыплухин.
Аккаунты «ВКонтакте» привязаны к номерам мобильных телефонов, по ним можно установить личность пользователя. Но как уже было заявлено, соцсеть на это не пойдёт, иначе это будет нарушением закона “О защите персональных данных”.
Gala Records такой вариант не устраивает. Так как установить личности пользователей по IP-адресам практически невозможно. Можно найти только компьютер, но за ним мог сидеть кто угодно. Так что пока к пользователям у Gala Records нет претензий, но здесь не исключают, что иск в результате может повернуться и против них.
«Мы считаем, что ответственность несёт ресурс. Если ресурс считает, что виноваты пользователи, то, соответственно, ресурс должен доказать наличие вины пользователей в размещении фонограмм. Сами мы не планируем пока предъявления каких-либо претензий к пользователям, но… как решит суд, насколько суд будет готов дальше рассматривать именно этот аспект проблемы», — отмечает заместитель генерального директора Gala Records Ольга Ким.
Соль ситуации в следующем: в прошлом году, когда глава компании «Амедиа» Александр Акопов объявил войну «ВКонтакте» — менеджмент соцсети активно поддерживал кампанию пользователей «Мы не пираты и не воры». Сейчас, учитывая выдачу IP-адресов пользователей, ситуация изменилась. И многие пользователи могут почувствовать себя преданными.
С другой стороны, это первый шаг социальной сети привести свои действия в соответствие с законодательством, что очень важно для «ВКонтакте» перед переходом на домен vk.com и выходом на IPO, слухи о котором уже месяц ходят по Рунету.
* * *
Один из самых популярных в США видеосайтов Hulu стал привлекательным товаром, за который схватились сразу несколько крупных интернет и телекоммуникационных компаний.
Слухи о том, что руководство видеосервиса ведёт переговоры о продаже, появились ещё две недели назад. Но тогда речь шла лишь об одном заинтересованном покупателе — компании Yahoo!. Источники Los Angeles Times утверждают, что сейчас переговоры ведутся также с Google и с Microsoft. И, похоже, битва за ресурс будет не шуточная. Слишком уж лакомый кусок.
Hulu представляет из себя онлайн-кинотеатр, через него распространяются как бесплатные, так и платные профессиональные материалы. Сейчас ресурс доступен только жителям Соединённых Штатов, но в перспективе планируется выход на международный рынок.
Интересно, что в 2008 году, когда видеопортал Hulu только запускался, его появлению радовались все правообладатели, так как уровень сетевого пиратства в стране снизился почти на 60%. Сейчас, по данным Comscore, онлайн-места перед экраном занимают 28 миллионов зрителей ежемесячно. Кроме того, на портале уже размещаются более 600 рекламодателей, среди которых McDonald’s, Toyota, Johnson &Johnson. И в текущем году, по прогнозам, оборот Hulu составит $500 миллионов.
Сумма сделки (даже предполагаемая) пока не называется.