«Синий кит» атакует подростков
Полиция Бамберга предупредила о появлении в социальных сетях виртуальной смертоносной игры, известной во многих странах мира под названием «Синий кит».
«Синий кит» (англ. Blue Whale), или «игра в самоубийство», состоит из серии заданий, назначаемых игрокам их кураторами в течение 50-дневного периода (отсылка к роману Анастасии Хохловой, пишущей под псевдонимом Стейс Крамер, «50 дней до моего самоубийства», опубликованного ею в 15-летнем возрасте на сайте начинающих писателей).
Если первые задания внешне выглядят совершенно безобидными – например: «Встань в 4:20 утра» (по статистике, люди чаще всего решаются на суицид именно в это время суток), то последним является самоубийство игрока. С каждым днём задания становятся всё более опасными и сложными. Сначала игроку предлагают порезать руку бритвенным лезвием, вырезать на теле тематическую надпись (например, «море китов») или нарисовать кита. С каждым последующим заданием нужно всё больше резаться или причинять себе ещё какое-то насилие (отсюда синяки, ссадины), смотреть видео про суицид и так далее. «Игра» изначально ориентирована на подростков 12−17 лет – в этом возрасте они весьма впечатлительны и легко поддаются на всяческие авантюры. Синий кит стал символом этой смертоносной игры, так как это млекопитающее нередко выбрасывается на сушу.
По условиям, игрок («кит», решивший уйти из жизни) постепенно должен отказаться от общения со всеми, кроме своего куратора. Если подросток хочет выйти из игры, его начинают запугивать смертью близких: кураторы утверждают, что могут найти их по IP-адресу (начавшему играть присылают ссылку, перейдя по которой он автоматически сообщает куратору свой IP-адрес). Кураторы могут меняться на протяжении всей игры. Некоторых блокируют, но они возвращаются под другими никами. Если социальная сеть временно блокирует страницу самого «кита», то после восстановления аккаунта кураторы всё равно находят его и продолжают высылать задания.
Появившись в 2015 году в российских социальных сетях, «игра» быстро распространилась по всему миру. Сегодня она известна в Латинской Америке (Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Уругвае и Чили), США, в странах Азии и Африки (Индии, Китае, Саудовской Аравии, Кении), а также в Европе (Грузии, Испании, Италии, Казахстане, Португалии, Сербии, Украине). Теперь же она появилась и в Германии.
На прошлой неделе полиция баварского Бамберга выпустила обращение к родителям учеников местных школ с предупреждением о появлении игры «Синий кит» в городских образовательных учреждениях. Как объявил пресс-секретарь полицейского управления Верхней Франконии Петер Мюллер (Peter Müller), «несколько случаев вовлечения подростков в игру было выявлено в Бамберге. Эта игра представляет собой новый в Германии феномен».
В отличие от России, где «Синий кит» распространялся преимущественно в социальной сети «Вконтакте», в Германии в «игру смерти» вовлекают через мессенджер WhatsApp. Сначала подростки получают сообщение с предупреждением об игре. Если они его открывают, то получают доступ к «Синему киту».
Полиция призывает родителей объяснить детям все опасности этой игры. В частности, что сообщение, открывающее доступ к ней, ни в коем случае нельзя пересылать другим, что его необходимо немедленно стереть.
По мнению психологов, причиной участия подростков в суицидальных интернет-играх является совокупность таких проблем, как отсутствие родительской любви и дефицит социализации подростка в обществе. Психологи советуют родителям больше времени проводить с детьми, интересоваться их проблемами.